Театры Аргуса

[Всего: 0   Средний:  0/5]

Grækenlands_ældste_teater_i_Argos(10.07.05)В 22 км к юго-западу от Янины, в гористой и удаленной от селений местности расположены руины античного святилища, в котором в древности прорицал оракул Зевса (ежд 8:00-15:00, в середине лета иногда посетителей пускают до 18:00; €3). Над развалинами господствует просторный и изящный театр. «Негреющую Додону» упоминал Гомер, а культивировавшееся здесь поклонение священному дубу связано, видимо, с первыми эллинскими племенами, пришедшими в Эпир около 1900 г. до н. э. Истоки оракула — старейшего в Греции — скрыты во мраке времен. Геродот рассказывает загадочную историю о голубе (пелейа) из египетских Фив, севшем на дерево и тем самым указавшем место, на коем подобает поклоняться богам.

По древнегреческие слово «пелейе», «пелейае» могло означать как голубя, так и старуху («пелиос» — почерневший), так что вполне возможно, что историк пересказал повествование о первой жрице здешней святыни — наверное, ее захватили где-то на Ближнем Востоке, и потому она была осведомлена о некоторых азиатских верованиях и приемах прорицания. Главной святыней здешнего святилища был дуб — изображение этого дерева чеканили на местных монетах.

У Геродота написано еще, что оракул вешал из гущи дубовой кроны, и его голос усиливался медными сосудами, подвешенными к ветвям дерева. Эти звуки истолковывались затем жрицами и жрецами, которые спали на голой земле и никогда не омывали своих стоп. Памятник Линовав несколько ярусов построенного в III в. до н. э. стадиона, вы окажетесь перед остатками мощной западной стены театра.

Построенный в царствование Пирра (297-272 гг. до н. э.), театр вошел в ряд крупнейших на греческом материке, и соперничать с ним было по плечу лишь театрам в Аргосе и Мегалополисе. Потом римляне слегка переделали театр, подогнав его под свои кровавые зрелища и выстроив дополнительную защитную стену над нижними сидениями, а также водоотвод в виде подковы, огибающей оркестровую площадку. То, что вы увидите сегодня, появилось как плод кропотливой реконструкции конца XIX в., до которой театр выглядел почти как нагромождение камней; ярусы сидений, к несчастью, теперь обнесены канатом, но вы можете сделать круг по обходной тропе и подняться к высшей точке дуги сидения для зрителей (римляне называли «раковину» зрительного зала словом «кавеа», что значит «клетка»).

Восхождение совершить стоит: вы полнее прочувствуете блистательность замысла древних зодчих, напротив творения которых, за зеленеющей безмолвной тесниной, уходят в небо отроги горы Томарос. «Кавеа» на самом верху увенчана большими входными воротами, за которыми в свое время находился акрополь, ныне представляющий собой заросший буйной растительностью и по большей части не тронутый раскопками пустырь.

Фундаменты стен акрополя относятся преимущественно к эллинистической эпохе и достигают в толщину внушительных 4-5 м. Безликие ярусы за театром — это основания булевтериона (дома собраний), а развалины за этими фундаментами некогда были храмом Зевса и трибуной собственно оракула. Никакого храма поначалу — до конца V в. до н. э. — не было, и религиозные обряды совершались возле священного дуба, окруженного кольцом принесенных по обету треножников и котлов. Стройка начиналась скромно — с храма-ограды из небольших камней, а во времена Пирра ограду дополнили и завершили ионические колонны.

В 219 г. этолийцы сравняли священное место с землей и после этого построили храм больше и величины и с «пропилейоном» — могучими крытыми воротами. Этот храм просуществовал уже до IV в., когда ревностные христиане срубили дуб. То, что на виду сегодня — остатки той самой, последней по времени священной ограды, но растущий посреди нее дуб — дерево вполне современное: его не так давно посадил один археолог, исполнившись благоговения, способного оказывается, принести ощутимую пользу. Полезная информация Редкий турист удосуживается добраться до Додони, так что достопримечательность и Додони — деревенька к западу от святилища — совершенно нетронуты современностью.

Общественного транспорта мало, после закрытия не выбраться. Летом до святилища легко дойти пешком: расстояние от той развилки, что чуть южнее Янины, до Додони составляет около 7 км. Или же можете совершить круг на такси: сев в такси в Янине, попытайтесь уговорить водителя, чтобы он подождал вас с часок, пока вы будете осматривать древности — обойдется это вам примерно в €24 (отправитесь компанией, так выйдет дешевле). Водители знают, что путь по Виа-Эгнатья из Янины лишь ненамного короче, чем путь по старой второстепенной дороге.

Наконец, вы всегда сможете переночевать рядом с оракулом. Хватает пятачков для стоянки, а в деревне открыта таверна, рядом с достопримечательностью есть гостинчика: лишь самое необходимое, но чисто, и наполняется эта Andromachi ( 26510 82296; ) только тогда, когда на площадке устраиваются представления и т. п. мероприятия (и тогда же персонал отеля осмеливается запрашивать завышенные цены). При гостинице работает ресторан — пожалуй, хороший.

Под тем же управлением, но комфортабельнее, и цены соответствуют качеству, Thea Dodoni в деревне Мандио на удалении 600 м, в которой номера в пастельных тонах и тоже есть ресторан. В Мандио есть принадлежащий семье Михелис Mirtali Art Motel это ультрасовременный дизайнерский отель с десятью помещениями, оформленными на темы античной мифологии, из некоторых видно театр; те, что наверху здания, где есть высокорыночный ресторан, дороже.

Диаметральная противоположность — расположенная в деревне Додони тавернаманазин почта и офис доматъя Стефаноса Настоса во всем только самое необходимое, но потрясающие виды со столиков на лужайке.

Вверх