Метеора и окрестности

[Всего: 0   Средний:  0/5]

meteora-81Монастыри Метеоры — бесспорно одно из самых ошеломительных зрелищ которое может предложить богатая достопримечательностями Греция. Строения, примостившиеся на верхушках на первый взгляд совершенно неприступных отвесных каменных шпилей, рассеяны по равнине к северу от городка Каламбака; «метеора» значит «камни в воздухе» и примерно такое же значение у турецкого (точнее, османского) слова «калабак». Сразу же по приезде в это место ваш взгляд невольно приковывается к самым ближним к нему и самым высоким из этих каменных цилиндров. Самый ближний монастырь по правую руку — Айу Стефану (Св. Стефана), удобно и надежно устроился на мощной подставке.

За ним простирается беспорядочное нагромождение башенок, шпилей, конусов и затупленных или закругленных утесов. Все это — остатки речных отложений: в доисторические времена речной поток впадал в море, покрывавшее равнину Фессалии 25 млн лет назад, и проточная вода при содействии ветров создала эти причудливые формы.

Немного истории Монастыри Метеоры столь же загадочны, сколь зрелищны. Одно сказание утверждает, что заложивший Мегалу Метеору («Великий Метеорон») — самую первую постройку комплекса — св. Афанасий взлетел на эти поднебесные кручи на спине орла. Более прозаичное предание повествует о сноровке, с которой жители Стайи, средневекового села на месте нынешней Каламбаки, лазали по горам — вот эти ловкие селяне и помогали монахам утверждать высокогорные обители.

Труднодоступность скал, не говоря уже о сложностях строительства в таких местах, преувеличить просто невозможно: немецкий путеводитель для альпинистов почти все маршруты Метеоры сопровождает пометкой «для продвинутых», а ведь имеются в виду опытные спортсмены с современным снаряжением. Первые религиозные общины появились здесь в конце X в., когда отшельники в одиночку и группами селились в естественных пещерах, которых в скалах немало.

В 1336 г. на уже насиженные ими места пришли два афонских инока: Григорий и его ученик Афанасий. Григорий вскоре вернулся на Афон, но ученика оставил в Метеоре, наказав ему основать монастырь.

За минувшие века среди монастырей не раз возникали ожесточенные споры о власти и первенстве. Но монастыри Метеоры поблекли все же не из-за внутренних раздоров, а по природным и экономическим причинам.

Многие строения, особенно небольшие отшельнические скиты, без должного ухода постепенно ветшали и разрушались. Самые великие монастыри заметно обезлюдели в XIX в., когда к югу от Метеоры утвердилось новоиспеченное греческое государство — сама Фессалия поначалу ему не принадлежала — и монашество утратило свою давнишнюю исключительную роль символа и глашатая греческого национализма и сопротивления турецкому правлению. В XX в. кризис только усилился: монастырские земли и доходы, уже сильно снизившиеся по сравнению с былыми славными днями, были отняты государством под предлогом оказания помощи беженцам: после греко-турецких войн 1919-1922 гг. греков Малой Азии заставили переселяться на «историческую родину».

К концу 1950-х гг. осталось лишь четыре действующих монастыря, отчаянно сражавшихся за свое существование и между собой: надо было поделить спасавшихся здесь монахов, то есть едва ли дюжину иноков. Блестящую летопись этой эпохи под заглавием «Румели» составил Патрик Ли Фермор.

Потом, правда, Метеора если и не встала на ноги, то слегка ожила: братия возросла в числе за счет притока молодежи, ищущей интеллектуальной трезвости и суровости традиционного благочестия.

Вверх