История Македонии

[Всего: 0   Средний:  0/5]

6755Когда царь Македонии Кассандр в 315 г. до н. э. основывал этот город на месте древнегреческого селения Термы, он дал ему имя своей жены, сводной сестры Александра Великого, а ту назвали Фессалоникой в честь победы (нике) македонян над фессалийцами, одержанной под предводительством Филиппа II, отца новорожденной. Вскоре новый город превратился в региональный культурный и торговый центр и даже чеканил свою монету. Македония в 146 г. до н. э. стала римской провинцией, Фессалоники же благодаря выгодному стратегическому положению и со стороны суши, и с моря стали столицей.

Богатства и значимость города еще более возросли с сооружением Виа-Эгнатиа, великой дороги, связавшей Рим (через Бриндизи — античный Брундисиум) с Византией и востоком империи. Дорога способствовала росту многих других стоявших у нее городов, включая македонские Амфиполь, Филиппы и Неаполь (нынешняя Кавала). Христианство прививалось в Фессалониках с трудом: апостол Павел побывал в городе дважды, и первый раз его изгнали из города — его проповедь вызвала возмущение в местной иудейской общине.

Во второй раз, в 56 г. н. э. он пробыл достаточно долго, чтобы основать церковь, приверженцам которой он позднее написал два письма (Послания к или, по церковно-славянские, к солунянам). На то, чтобы новая вера укоренилась, понадобилось, однако, еще три столетия. Когда Диоклетиан учредил в Империи тетрархию (правление четырех императоров), положив тем самым начало расколу между Римом и Византией, вторым восточным императором стал Галерий, к правлению которого восходят едва ли не все уцелевшие в Салониках позднеримские памятники, в числе которых Ротонда и Арка, носящая имя Галерия.

Он же замучил св. Димитрия Солунского, ставшего покровителем Салоник. Первым христианским императором из фессалоникийцев стал Феодосии (правил в 379-395 гг.), который после своего обращения издал Фессалоникийский Эдикт — указ, официально Покончивший с язычеством. В царствование Юстиниана (527-565) Салоники стали вторым после Константинополя городом Византийской империи и таковым и оставались несмотря на непрестанное давление готов и славян, пока в 904 г. его не разграбили сарацины.

Сегодня византийских памятников в городе больше, чем римских, и они, бесспорно, лучше. Череду исторических бурь продолжили сицилииские норманны (1185 г.) и Четвертый Крестовый поход (1204 г.), после Которого город превратился в столицу Латинского королевства Салоники.

Но Византийская Никейская империя в 1246 г. отняла город у захватчиков, и последовал «золотой век» салоникской культуры, сопровождавшийся богословскими распрями и политическими мятежами и длившийся два столетия, до турецкого завоевания города и его включения в Османскую империю в 1430 г. Салоники были первым городом Османской империи на Балканах, тогда как Афины оставались тихой заводью. Население менялось по ходу перемен в регионе, но греки православного вероисповедания всегда составляли заметное меньшинство.

Кроме мусульман-османов, поселившихся здесь в 1430 г., за поколение до завоевания Константинополя, и полагавших, что они живут в городе «Селаник», были славяне (знавшие и до сих пор знающие, что это — «Солунь»), албанцы, армяне и, после своего изгнания с Иберийского полуострова в 1492 г., евреи — салоникская еврейская община была в то время крупнейшей в Европе. Нынешний облик города и другие его особенности во многом обязаны страшному пожару 1917 г., погубившему большую часть старых домов, лепившихся Фуг к другу в лабиринтах османских улочек, включая весь еврейский квартал с 32 синагогами, так что крова лишились 70 тысяч человек — около половины населения города. Салоники отстроились, обзаведясь собственным вариантом, а за растянувшимися на 8 лет работами по сооружению города «в клеточку» присматривал французский архитектор и археолог Эрнест Эбрар.

Были Проложены широкие центральные проспекты, параллельные набережной, а Перекрестки оказались в тени густо посаженных деревьев. Эбрар попытался еще запретить возведение слишком высоких зданий, но это ограничение долго продержалось, и лет через двадцать о нем благополучно забыли.

О благополучии города свидетельствует элегантность горожан и портных, но приливная волна процветания, которым Салоники наслаждаются с 1990-х гг. в силу как экономической устойчивости, так и, возможно, благодаря субсидиям ЕС, породила новый и чрезвычайно подвижный класс, по стилю жизни резко отличающиеся от косности покорно по житейскому морю незадачливых обитателей домов, жмущихся к порту Там понтийские греки промышляют сбытом третьесортного товара на уличных, а безработные албанцы и беженцы из восточной Европы прозябают на гроши, вырученные за контрабандные сигареты или протирку ветровых стекол чужих лимузинов. Примерно с 2000 г. их ряды пополнились африканцами, торгующими контрафактными компакт-дисками.

Как приезжим, так и коренным горожанам досаждают всяческие неудобства, такие же, как и в других больших городах Средиземноморья: сброс промышленных и бытовых отходов в залив (кое-что слегка улучшилось в XXI в.), транспортные пробки на главных проспектах, хотя вроде бы существует удобная система одностороннего движения с кольцевой дорогой, и т. п.

Вверх