Главная / Достояния / Македония и Фракия / История монашества на Афоне

История монашества на Афоне

[Всего: 0   Средний:  0/5]

greece04001История монашества на Афоне уходит в седую старину, и о возникновении этого явления много споров и еще больше преданий. Самое расхожее в народе сказание утверждает, что сильный ветер прибил корабль Богородицы, направлявшийся на Кипр, к афонским берегам; Она поразилась великой красотой Горы, а некий небесный голос освятил местность во Ее имя (провозгласив Гору уделом Богородицы). Согласно другому преданию Константин Великий заложил здесь первую обитель в IV в., но эта дата, несомненно, слишком ранняя, поскольку первое упоминание об афонском монашестве в документах появилось лишь в 843 г.; так что скорее всего первые иноки пришли на полуостров к концу VII в. Афон предоставлял раннехристианскому монашеству благоприятнейшие условия: где еще укрываться от внешнего мира — в частности, от напиравших с востока арабских завоевателей, да и от властей самой Византии, если те вздумают, например, позариться на иконы (как было в VIII-IX вв.), если не на далеких и безлюдных горных склонах? К тому же внушающие благоговение красоты края облегчали примирение и соединение с Богом.

Славнее прочих из первых монахов святогорцев — Петр Афонский и св — Евфимий Солунянин (из Салоник); оба в середине IX в. жили в кельях, Устроенных в пещерах, которых в здешних горах немало. В 885 г. эдикт императора Василия I признал Афон монашеским заповедником, а отшельники Мало-помалу начали собираться в общины, переходя тем самым к «общежительному иночеству» — по-гречески такой коллектив монахов обозначается Термином киновия (буквально: «жизнь вместе, сообща»).

963 г. традиционно считается датой основания первого монастыря: вторгнутся пастухи-влахи — ордой в 300 семейств. После вызвавшего толки и немалое смущение известного неблагообразного происшествия случившегося между монахами и пастушками, влахов с полуострова прогнали, а имперская власть издала «хрисовул» (золотую буллу — указ под золотой («хрисо») печатью) с запретом любой млекопитающей твари женского пола, от человеков ли или же, равно, скотов, вступать на Афон.

Этот эдикт известный как «аватон» (да не прейдет) в силе и поныне: для кошек, правда сделано не очень гласное исключение — не то от грызунов житья бы не было В XII в. монастыри обрели некий международный — и уж, по крайней мере всеправославный — облик, потому что румынские, русские, сербские иноки по одиночке и целыми толпами стали искать на Святой Горе укрытия от треволнений и превратностей «века сего» (того, в котором Господь судил им жить). Сам Афон страдал от франкских набегов, когда Константинополь был оккупирован латинянами (1204-1261 гг.), да и позднее испытывал немалое давление радетелей за Унию из латинских Салоник, подталкивавших обитателей Святой Горы к союзу с западными католиками: во дворе монастыря Зографу стоит памятник монахам, принявшим мученическую кончину в то время за верность православию, точнее, за отстаивание независимости православного христианства. В начале XIV в. монахи пережили два ужасающих года непрерывных грабительских набегов каталанских наемников; но они оправились, в чем очень помогли благотворители из Сербии — затем наступили годы небывалого процветания в XV и XVI вв. А когда Византийская империя подпала под власть Османов, отцы мудро отказались от сопротивления, поспешив наладить отношения с султанами, и один из первых владык новой мусульманской Империи даже побывал на Святой Горе с государственным визитом.

Конец Средневековья принес хозяйственные трудности из-за непосильных налогов и — конфискаций, и самосохранения ради многие монастыри отказались от общего владения имуществом и сменили киновию на идиоритмию — в этой саморегулирующейся системе монахи жили вместе и совместно участвовали в богослужениях, но трудились и вкушали пищу порознь, каждый за свой счет. Тем не менее Афон оставался духовным средоточием Православия, а в XVII и XVIII вв. даже сумел построить и содержать свои собственные учебные заведения. Но подлинный упадок пришел на Святую Гору в начале XIX в., с окончанием Войны за независимость, в которой немало монахов приняло сторону греческих революционных сил. В Македонии мятежники были без труда раздавлены, область осталась под османским управлением, и монахов призвали к расплате за содеянное.

На Афоне разместился постоянный турецкий гарнизон, а число насельников в монастырях начало стремительно сокращаться — тем более на заре греческой независимости, занявшейся на юге Греции, монашество в греческом православии частично утратило свое значение. На грани XIX и XX вв. образовывающуюся пустоту пробовали заполнить православные монахи из-за рубежа, в частности, из России. Но афонские отцы всегда противились любым поползновениям, грозившим размыть облик Святой Горы, и были готовы платить за это даже собственные вещественным благополучием.

В самом начале 1960-х гг. падение достигло точки и число монахов не превышало тысячи — по сравнению с 20 000 в славные времена Афона. К нынешнему времени, правда, монахов доползла до двух тысяч, средний возраст снизился и заметно ело присутствие в монашеской среде хорошо образованных людей. Приветствуя наметившееся возрождение, многие монахи и заинтересовав наблюдатели сетуют на просачивание светскости на Святую некогда смиренных обителях есть такие вопиюще мирские ухищрения, как. и мобильные телефоны, а иные части полуострова обращены в стройплощадки, и чуть ли не повсюду реставрируются старинные, а то и сооружался новые здания.

Вверх