Северо-западная Эвбея

[Всего: 0   Средний:  0/5]

mount-dirfisШоссе, уходя из Халкиса на север, идет несколько километров мимо плоских сельхозугодий и болотистых солончаков и упирается в бойкое беженское селение Нёа-Артаки. Отсюда дорога, по которой снуют халкисские автобусы, идет вверх, к горной деревне Стени, расползающейся у подножия горы Дирфис. Из двух гостиниц предпочтительнее «Стени» (Леяг; 22280 51221; 0) с более новыми ванными и великолепными общими помещениями.

Восемь таверн вытянулись в ряд вдоль дороги, а две находятся на центральной поселковой площади, более привлекательная из них — с местами под шелковицами. Местность хороша для походов: пики Дирфис и Ксировуни бросаются в глаза, а еще заманчивы просторы за затерянными приморскими хуторами Хильяду и Айя-Ирини — правда, вам не обойтись без специальных путеводителей, где говорится о маршрутах, тропах и т. п. (см. рубрику «Книги»). За Неа-Артаки шоссе, извиваясь, круто идет в гору, пробираясь через хвойные леса и узкое ущелье Дервёни — своего рода ворота, ведущие на север острова.

Теснина переходит в долину, обрамленную богатыми красивыми лесами, прославившими устроившуюся в долине большую деревню Прокопи. Своего рода противовесом лесам и деревне служит построенная в 1960-х гг. в самой деревне церковь Св. Иоанна Русского.

Храм не очень привлекателен, но в нем хранятся мощи святого и другие реликвии, да и возвели церковь в расчете на паломников. Сам этот «русский» в действительности был украинским солдатом, попавшим в турецкий плен в начале XVIII в. и умершим в Турции, после чего, как рассказывают местные, его останки мумифицировались и начали творить чудеса. А когда в 1923 г. греков в порядке «обмена населением» изгнали из Малой Азии, православные переселенцы из каппадокийского Прокбпи — ныне — прихватили мощи святого с собой.

А вот эвбейский Прокбпи местные до сих пор называют Ахмётага — так называлось старинное турецкое землевладельческое поместье, которое приобрел в 1832 г. английский аристократ Эдуард Ноэл, бывший филэллином и романтиком, а также родственником леди Байрон. В 1959 г. его прямой потомок Филип Ноэл-Бейкер получил Нобелевскую премию мира. Внук и полный тезка нобелиата обитает теперь в Конаки, главном здании имения Кандили, занявшего утес, с которого просматривается вся деревня, и попутно руководит гостиницей и центром творчества; удобные и с ванными помещения в умело и со вкусом преобразованных амбарах и конюшнях усадьбы предоставляется обычно не менее, чем на неделю и предпочтительно группам.

Из Прокбпи одна дорога устремляется на северо-восток, к Пили на берегу моря, потом сворачивает на восток, минуя на пути к мысу Саракйнико несколько еще неосвоенных пляжей. Главное шоссе, однако, следует по узкой, тенистой, подпитываемой ручьями долине, и через 8 км достигает Мандуди: на обозначенном указателями пляже Паралия-Мандуди, однако, нет ничего, кроме брошенного магнезитового рудника и камнедробилок.

Ближайший обслуживаемый пляж — Паралия-Киринтос, правда, чаще говорят (сворачивайте с автострады вправо у хуторка Киринтос, что в 3 км после Мандуди). У берега река и узкий залив берут в скобки пляжик с мыском к югу от реки, на котором удержались остатки, крайне скудные, античного селения Киринт.

В управляемой нидерландцами гостинице «Киринтос» (Kirinthos; Ф 22270 23660), кроме нескольких безупречных номеров (в некоторых роскошные виды на море), вам предложат еще и ознакомиться с местными ремеслами: ткачеством, вязанием, гончарным делом и иконописью. После развилки, что в 8 км к северу от Мандуди у селения Строфилья, та дорога, что ведет на запад, доходит до Лймни.

А на другой дороге, еще через 8 км, будет Айя-Анна, которая привлекает отдыхающих хорошо обозначенным поворотом к пляжу Ангали, что в 5 км к востоку. Рекламируемый как лучший в округе, на самом деле это всего лишь широкий, длинный и мрачный песчаный пустырь, прикрытый только с северного конца.

Остановиться лучше всего в отеле «Агали» на пешеходной набережной с кафе, барами и тавернами. Верховые прогулки предлагает конюшня «Atio», расположенная в сосняке вглубь суши. На следующем отрезке автомагистрали указатели зазывают на неуютные пляжи Паралйя-Коцикьяс и Псаропули; но затем указатели обозначат пляж Эллиника, что всего в 800 м ниже расположенной в стороне от моря одноименной деревни — он много меньше Ангали или Псаропули, но чище, и бесспорно, это самый живописный пятачок на здешнем берегу: напротив близкий островок с церквушкой, куда грех не доплыть.

На подъездной дороге сдается несколько студий и есть таверны. За Эллиникой дорога (и автобусный маршрут) огибает северный кончик острова, чтобы свернуть к приморскому курорту, в котором летом полно греков, хотя растянулся он на 2 км вдоль весьма посредственного пляжа.

За пляжем есть отели — обновленный в 2006 Galini ( 22260 41208; круглый год) и более скромный Myrtiа. Следующий курорт в 14 км юго-западнее, за крупным северным селением (местечко скучное, но важное, хотя бы для ориентации; оно значится на многих дорожных знаках, установленных на северных дорогах) — невзрачная рыбацкая деревушка ОРИ, но ее кафе выходят окнами на запад, и потому они необычайно хорошо подходят для любования закатами.

Близ церкви у Гавани в стеклянной витрине выставлена эллинистическая скульптура — прекрасная статуя быка, выловленная в море в 1965 г. А у соседнего пляжа Неос-Пиргос работают рестораны и можно снять комнату, благодаря чему в деревню летом регулярно заходят суда, связывающие Трикери и Волос. Еще через 7 км на том же побережье будет Айокамбос, в котором налажено регулярное паромное сообщение с материковым портом Глифа, что напротив, из которого ходят автобусы в Волос.

Сам Айокамбос — местечко милое, особенно если учесть, что это — прежде всего порт, есть пляжный пятачок, две-три таверны и немного сдающихся комнат. Автобусы же идут далее, до Лутра-Эдипсу в 11 км к югу.

Вверх