Главная / Общество / Греческая музыка / Корни и современность: с 1980 г. и до сего дня

Корни и современность: с 1980 г. и до сего дня

[Всего: 0   Средний:  0/5]

250px-Papazoglou2Осуществив в 1979 г. еще один успешный проект — «Та Дитен» почти в том же составе, Ксидакис и Папазоглу разошлись, чтобы добиваться успеха порознь. Ксидакис сильно ориентализировал свою манеру, вспоминая, быть может, детство, которое он провел в Египте. Самое успешное его свершение в этом духе — альбом «Конда сти Докса мия Стигми», записанный в 1987 г.; в работе участвовала певица Элефтерия Арванитаки.

Она начинала с записи на одном из альбомов Саввопулоса, после чего сотрудничала с группой возрождения ребетики «Опистодромики Комбания», а затем пробовала себя в самых разных жанрах и к началу третьего тысячелетия стала самой яркой звездой греческого вокала, которой аплодировали и любители мировой музыки за границей, и полные залы в самой Греции. Никое Папазоглу, уроженец (как и Саввопулос) Салоник, в творчестве разнообразнее, хотя по плодовитости Ксидакису и уступает; он тоже опирается на лайку и фолк, но часто приближается к электрическому хард-року, но при этом может сравниться с Ксидакисом по глубине и в ориентализме. Другие имена, явившиеся с «Салоникской сцены» после 1981 г., — это группа «Химе-рини Колимвитес» во главе с Арьирисом Бакирдзисом, ученик Папазоглу Сократис Маламас и часто сотрудничающая с ним Мелина Кана.

В Афинах склонность к переходу на западные рельсы продержалась дольше и ослабила хватку лишь под влиянием таких композиторов, как получивший классическое музыкальное образование Танос Микруцикос — он недолго был министром культуры после смерти Мелины Меркури, и, несмотря на свою интеллектуальную «высоколобость», сотрудничал с Алексиу, Даларасом и звездой вокала Димитрой Галани. Лина Никополу не только сочиняет слова к песням, но и выпускала вплоть до 1990-х гг. пользовавшиеся успехом, пусть и слишком прилизанные, альбомы, в которых пыталась нащупать границы между роком, джаз-кабаре и энтехно. С середины 1970-х гг. одно из направлений или ответвлений энтехно пробовало объединить фолк с византийскими традициями.

Успешнее всего это вышло у музыковеда и аранжировщика Христодулоса Халариса, пригласившего в свой проект «Дроссулитес» Димитру Галани и певца с высоким голосом Хрисантоса — он из понтийских (черноморских) греков, а стихи к нему написал Никое Гацос; потом Халарис переписал средневековый критский эпос «Эротокритос» и поставил свой вариант на сцене, в постановке участвовали Никое Ксилурис и Тания Цанаклиду. Группа черпала вдохновение не в византийском Константинополе, а в османском Стамбуле: в 1986-1992 гг. музыканты под руководством Никифороса Метаксаса знакомились в Стамбуле с османской классической, религиозной и народной музыкой. С тех пор группа, перекрестившая себя в «Фанари тис Анатолис», обработала немало греческих народных напевов, анатолийских песен и мистических баллад алеви.

Не так давно они стали сотрудничать с группой «Моде Плагаль», опережающей, и с 1995 г. очень заметно, прочих греческих модных переработчиков фолк-материала. Родившийся в Англии ирландец Росс Дейли часто выступает в афинских клубах и гастролирует за рубежом. Он играет на добром десятке традиционных греческих инструментов и впитывает веяния не только Крита, давно им обжитого, но и всего Ближнего Востока.

Солируя или выступая с группой, он поражает публику удивительно современными трактовками известнейших старинных пьес, исполняя также собственные сочинения и импровизации. Еще две экспортированные с Крита группы — «Лудовикос тон Анойион», одна из находок Хадзидакиса (он познакомился с этими мандолинистами в конце 1980-х гг., осуществляя свой проект «Бешов»), и полностью акустическая «Хаинидес» из шести музыкантов — на иностранное ухо, пожалуй, воспринимаются легче, чем правоверные последователи традиций с хорошей выучкой вроде Домны Самиу, которой хорошо за 80, и она считается самой главной из здравствующих ныне собирателей и толкователей греческого фольклора; а с 1960-х гг. Домна воспитала не одно поколение молодых музыкантов, преданных традиционной музыке. И другие, не столь долговечные, группы пробовали более или менее успешно эксплуатировать восточные влияния на греческую музыку.

Порой подобная эклектика заходит слишком далеко: колокола, ситар, электромузыкальные инструменты, синтезаторы размывают звучание, и получается нечто в духе «нового века», опознать в такой мешанине какие-то греческие мотивы довольно трудно. Среди тех, кто не угодил в подобные ловушки, молодой кларнетист и изобретательный новатор Манос Ахалинотопулос; играющий на уде Хаиг Ягджиян; возглавляемая Ахиллеясом Персидисом группа «Нотиос Ихос», певица Савина Яннату и иллюзионист Александрос Карсио-тис, более известные концертами и записями греко-индийской фьюжн.

Вверх