Главная / Общество / Греческая музыка / Музыка в современной греческой культуре

Музыка в современной греческой культуре

[Всего: 0   Средний:  0/5]

l_1bcfcf44Музыка в современной греческой культуре вездесуща; самым равнодушным к этому искусству гостям Греции не удается не заметить музыку на пароме, в таверне, на площади и в любом месте, где бывает много народу. Как и почти все прочие черты и особенности страны, и музыка представляет сплав или амальгаму «коренной» музыки с анатолийскими мотивами и вкраплениями более западного происхождения, но греческая музыка выживает рядом с поп-музыкой западного типа и часто побеждает ее. На самом деле западную музыку мало кто слушал, да и мало кто слыхал, почти вплоть до 1950-х гг., когда вспыхнули споры между приверженцами отечественных вкусов и теми, кто норовил забыть родные корни и попал под влияние джаза, рока или чужеземных симфоний — тогда вообще много спорили о будущем страны: одни отстаивали традиции, другие торопили модернизацию. Многие старинные песни, на которые наложилось более позднее восточное влияние, непосредственно восходят к формам и стилям как византийских церковных песнопений, так и народной музыки Османской империи, сколько бы ни утверждали «национально мыслящие» музыковеды, что они напрямую восходят к ныне утраченным напевам античной Эллады. Почти все национальные греческие музыкальные инструменты или похожи на инструменты исламского мира, или точно такие же, пусть вопрос о том, кто первым — византийцы, арабы или персы — построил тот или иной инструмент, и неразрешим.

В эту ближневосточную, в широком смысле, основу свое добавили славяне, албанцы, итальянцы, так что в итоге репертуар разнообразен и изменчив. Народная музыка разных регионов Услыхать живую греческую народную музыку проще всего на одном из многочисленных летних праздников — (день памяти святого или святой), либо попав на более ориентированную на туристов культурную программу афинских музыкальных клубов, которые гастролируют по селам материковой Греции и по островам в течение зимы.

Однако теперь слишком часто вместо традиционных инструментов играют на тех же, что и в рок-группах, да и на народные струнные инструменты навешивают звукосниматели и прочие приспособления, не говоря уже о звукоусилителях. Правда, есть и группы, стремящиеся на высоком уровне возродить искусство старых мастеров, благо, что сохранились аудиозаписи, а в последние годы создана обширная дискография давней музыки на компакт-дисках.

Острова Дуга островов на юге Эгейского моря — Крит, Тасос, Карпатос, Халки — едва ли не самая многообещающая область Греции, если вы хотите услышать живую музыку. Самый главный здешний инструмент — лира: она напоминает скрипку и находится в прямом родстве с турецкой кеменче.

Но лиру не прижимают к плечу, а кладут ее на колени и — на Южных Спорадах — играют лукообразным смычком, способным коснуться всех трех струн сразу, так что звучат и двойные аккорды. Критская лира больше и звучит ниже (как западная скрипка), смычок для нее натягивают очень сильно, а басовой струны нет. Из выдающихся критских музыкантов известны братья Костас Мундакис и Андонис Ксилурис (Псарандонис). Обычно лирнику аккомпанируют на лауто — с этим инструментом в родстве турецкий или арабский уд, но сам он больше похож на мандолину: длинный гриф с ладами и четыре набора двойных струн.

Солируют на лауто редко и обычно исполняют на нем только ударные аккорды («припевы», «отбивку»), но мастер извлекает все возможное и, как в джазе, вступает в «разговор» с лирой; в таком диалоге идут в ход тщательно подобранные ритмы и музыкальные фразы вроде колокольного благовеста; но не слишком искусные довольствуются ритмом. На юге и востоке Эгейского моря, прежде всего на Калимносе и на севере Карпатоса, попадаются простые волынки без басовых струн — такой инструмент называется аскбмандура или цамбуна.

Но почти везде на островах его пускают в ход разве лишь карнавального шума ради — музыканту аккомпанируют обычно на двойном барабане тумбаки — связку между двумя бубнами перекидывают, как коромысло, через плечо. И, как ни печально, но, похоже, аскбмандура уходит: везде, на Крите, Наксосе, Самосе, Икарии, Тиносе найдется хотя бы один исполнитель в летах, но учеников у него нет. Во многом то же происходит и с молоточковыми цимбалами сандури, на которых, как вы помните, если читали роман Казандзакиса «Грек Зорба» или смотрели снятый по нему фильм, играл тот самый критянин Зорба.

Теперь этот инструмент, принесенный на острова в 1920-х гг. беженцами из Малой Азии, служит, самое большее, для аккомпанемента. Почти на всех островах Эгейского моря, но особенно на Кикладах, на место лиры приходит, по виду это вполне западная скрипка.

Аккомпанемент до недавних пор обеспечивали лауто или сандури, но теперь вы скорее всего услышите бас-гитару или барабаны — вроде ударной установки рок-группы. Пожелав услыхать лучших скрипачей (в греческом смысле), высматривайте афиши с такими именами, как Статис Кукуларис (с Наксоса), Никое Ико-номидес (он моложе и из Схинуссы, что на Хиосе).

Но если на Крите интересную музыку часто исполняют в особых клубах кёндра, то на других островах Эгейского моря музыканты чаще выступают перед народом, собирающимся на больших площадках, — обычно это деревенские площади или монастырские дворы. Островные народные песни нисьотика — строятся на мелодических ладах, которые, как и почти во всем мире, опираются на гамму из пяти нот (пентатоника). Тексты, особенно на островах поменьше, описывают всяческие морские страхи, тяготы на чужбине и (если в обществе обычны долгие разлуки, а нормой считаются законные браки) несчастную любовь.

Опережает всех по творческой плодовитости и в самом деле не ведающий себе равных клан Конитопулосов на Наксосе: в сущности, «мы говорим Конитопулос, а думаем — нисьотика», но звезды в более почтенных летах, например, Анна и Эмилия Хадзидаки, Эффи Сарри и Анна Карабесини — все с Южных Спорад — звучат мягче, теплее и невиннее. Особое место в островной народной музыке принадлежит Лесбосу (Лёзвос): до бурного десятилетия 1912-1922 гг. «материком» островитяне считали скорее Малую Азию, а не собственно Грецию, а городами, в которые тянулись селяне, были не Афины, а Смирна и Константинополь. Среди следствий этого — и особый характер музыки: она превосходит разнообразием и сложностью то, что слушают на других островах Эгейского моря, и усвоила мелодии и музыкальные инструменты, бывшие в ходу у разных этнических групп соседней Анатолии; Лесбос — единственный остров, где издавна держатся духовые медные инструменты, и, кроме местной музыки, играют почти все танцевальные ритмы, известные хоть в каком-нибудь уголке страны.

А вот на Ионических островах (кроме Лефкаса), единственной части современной Греции, никогда не подпадавшей под власть турок, музыкальная традиция, наоборот, почти чисто западная. Ионические народные песни — это кандадес: и музыка, и музыкальные инструменты (гитара и мандолина), и манера пения — вполне итальянские (музыкальный лад, хоральная манера исполнения, только язык не романский); в наши дни кандадес легче всего услышать на Лефкасе, Кефалинии и Закинфе.

Вверх