Народные песни

[Всего: 0   Средний:  0/5]

0_b0442_4e5936db_LНа Пелопоннесе и в центре и на западе Греции многие народные песни — димотика трагудья — вспоминают турецкое иго и Войну за независимость; у других содержание полегче: пастушеская жизнь с овцами, водопоем, бегством от ненастья и прочее. Главный музыкальный инструмент — кларнет кларино, попавший в Грецию в 1830-х гг. то ли с цыганами, то ли с баварской свитой короля Отто. Аккомпанирует кларнетисту кумбания, в которую входят китара (гитара), лауто, лаутокитара (что-то среднее между гитарой и лауто, и по звучанию, и по набору струн) и вьёлй, а ритм отбивают тумберлёки (барабан, который держат на коленях) или дёфи (бубен).

Под многие материковые напевы пляшут: танцы делятся по ритму на каламатьянд (танцуют в ряд) и цамико, хасапосёрвико и сирто — основная разновидность греческого хоровода. Из песен, под которые почти не танцуют, выделяют медленные, степенные клёфтико, напоминающие критские ризйтико: и те, и другие рассказывают, напрямую или метафорически, о чем-то бывшем или переживавшемся в годы османского гнета и борьбы за свободу.

По-прежнему большой спрос на старые записи таких вокалистов, как Георгос Папасидерис и Йория Миттаки — у певицы Миттаки, кстати, родной язык — арванйтика (диалект албанского), не забыты и певцы и певицы, работавшие с 1960-х по 1980-е гг., в том числе Тассия Верра, София Колли-тири, Статис Кавурас, Такие Карнавас. Из инструменталистов особенно чтят скрипача Георгоса Короса и кларнетиста Василиса Салеяса. Для народной музыки Эпира характерны прочные связи с северным Эпиром (ныне в Албании) и (бывшей югославской) республикой Македония — особенно это заметно в полифоническом пении — на многие голоса поют и женщины, и мужчины.

Репертуар можно разделить на три категории, встречающиеся и к югу от Эпира: что значит «причитания» (есть инструментальная параллель — скорое; застольные (или разгульные) песни тавлас; и различные танцевальные мелодии, включая названные выше — такие напевы слышны по всему материку и на многих островах. Самые известные эпирские кларнетисты — покойный Василис Сукас и Тасос Халькияе и более молодой (не родственник) Петрос-Лукас Халькияс — их творчество иллюстрирует еще и вклад цыган в греческую культуру: в инструментальной музыке на материке преобладают цыгане или исполнители цыганского происхождения.

Так как Македония и Фракия на севере страны до начала XX в. пребывали в составе Османской империи, то население там и поныне отличается непостижимой пестротой, а в звучащей там музыке слышится скорее нечто общебалканское, а не специфически греческое. Достойны упоминания духовые оркестры, появившиеся в XIX в. в подражание османам, не начинавших битвы без военных музыкантов — особенно много этой «громогласной меди» в западной Македонии. А огромный приток беженцев из Анатолии, селившихся здесь после 1923 г., превратил обе области в сокровищницу для кладоискателей — в качестве таковых подвизаются коллекционеры и музыковеды, спешащие как-то запечатлеть старинную музыку Малой Азии.

Из многих выдающихся музыкантов выделяются Ксантиппи Каратанаси и Хронис Аидонидис — они еще живы и продолжают творческую деятельность. Фракийский инструмент кавали (пастушеская флейта, в которую дуют с конца) такой же, как и одноименные турецкие и болгарские инструменты, то же верно и в отношении местной волынки гаида с басовой струной — она изготавливается, как и ее островной аналог, из козьей шкуры. Скрипучая, визгливая зурна похожа на сдвоенный гобой и неотличима от распространенного в исламском мире шенаи, в чем просто убедиться, побывав на свадьбе или празднике.

Зурне аккомпанирует гулкий, басистый барабан даули, особенно если ансамбль — цыганский. Из других ударных инструментов встречаются бубен и местный вариант тумберлёки дарбука, бойко отбивающие плясовой ритм, например, зонарадикос.

Но пользуются и упоминавшимся выше кларйно, две разновидности лир, хотя во Фракии мелодию чаще всего выводит ути (уд), — этот давно известный во Фракии инструмент стали ценить еще больше после наплыва беженцев, среди которых были и музыканты. Из ныне здравствующих исполнителей признанным мастером считается Никое Сарагудас.

Какие-то ранние формы жанра существовали по крайней мере с начала XX в. в Греции, Смирне и Константинополе — а скорее всего и несколькими десятилетиями ранее. Сказать, что это такое, не легче, чем дать корректное определение джаза или блюза, с которыми нередко сравнивают ребетику, только еще сильнее все запутывая.

Действительно, в общем духе ребетики есть какое-то сходство с названными жанрами, но музыка-то совсем иная. Иначе говоря, тематика песен, особенно тех ранних: незаконная или несчастливая любовь, порочные пристрастия — к наркотикам или алкоголю, полицейские репрессии, болезнь и смерть; а еще более настроение этих песен — певец явно махнул рукой на свою судьбу и определенно не испытывает никакого почтения к какой бы то ни было власти — все это хорошо знакомо любителям старинного блюза.

Даже происхождение самого слова ребетика непонятно и неведомо: думают, что скорее всего это искажение старотурецкого слова харабати: «харабе» — по-турецки «развалины», но «харабати» может означать: «трущобы», «пьяница, но уважаемый собутыльниками и шинкарями», «бродяга невесть в каких одеждах», словом, налицо все характерные особенности ребётики, по крайней мере раннего периода. Значит, истоки ее надлежит искать не только собственно в Греции, но и в Малой Азии на самом закате Османской империи.

Вверх