Главная / Общество / Культурные мероприятия / Фестивали, праздники, культурные мероприятия

Фестивали, праздники, культурные мероприятия

[Всего: 0   Средний:  0/5]

18Многие народные греческие празднества совпадают с церковными и потому отмечаются согласно календарю православной церкви. Не считая дней некоторых святых, которые почитаются только западными или только восточными христианами, календарь Элладской Церкви соответствует рядовому Католическому литургическому году, лишь за одним существенным исключением: православная Пасха обычно опережает западную или отстает от нее и лишь изредка — как в 2001 и 2004 гг. — Пасха в обеих Церквях празднуется одновременно; разрыв обычно составляет неделю или две, но порой доходит до пяти недель (в отличие от Русской Православной Церкви Элладская Церковь отмечает непреходящие праздники по календарю, несовпадающему с григорианским только в способе расчета пасхалий). Летние культурные фестивали зависят от погоды и массового туризма: культурные мероприятия на курортах устраиваются с июля по сентябрь под открытым небом и на площадках, создающих определенное настроение.

Календарные праздники Большая часть греческих праздников — это дни памяти святых, их очень много, и ниже называются и описываются лишь самые значимые праздники этого рода. В городах отмечаются местные праздники: каждый приход, например, празднует день памяти своего святого покровителя.

Счет имен святых идет на сотни — в календаре на каждый день приходится два или три имени, часто малоизвестных, а то и загадочных, так что на какой-нибудь праздник вы обязательно попадете: порой весь город, а то и остров, слывущий тихим, преображается во взбудораженный пчелиный улей, и местные жители, не удовлетворяясь особенной службой, украшают церковь, носящую имя вспоминаемого святого, знаменами и цветами.

Дни святых отмечаются еще и как именины — дни тезоименитства: если вашу приятельницу или знакомого окрестили именем святого или святой, чья память отмечается в текущий день, то при встрече непременно нужно сказать: Хрония полна — «Многая лета».

В нижеследующий список включены и праздники более светского, а то и языческого толка, причем самый, наверное, — масленица: так называется накануне Великого Поста. Государственные праздники в списке отмечены аббревиатурой ГП. 1 января: Новый год (Протохронья) совпадает с другим отмечаемым в Греции праздником — Айос Василиос (память святителя Василия Великого).

По обычаю все поздравляют друг друга с Новым годом словами Кали Хронья. ГП 6 января: Богоявление (Теофанья или, сокращенно, Тон Фотон; по-русски также Крещение Господне) — по народным поверьям в этот день буянившие все двенадцать дней после Рождества каликандзари (мелкая нечисть вроде домовых, леших, водяных и пр.) утихомириваются и отправляются в нижний мир — властью Церкви и силой Ее святых таинств и обрядов.

Важнейший обряд — освящение крещальных купелей и всех водных источников.

На берегу моря, реки, озера священник по обычаю опускает в воду распятие, за которым Устремляются молодые люди, соревнуясь за высокую честь достать Святой Крест из воды. Февраль и март Первый понедельник Великого Поста называется Катарй Дефтёра (за семь недель до Пасхи).

Карнавалы заканчиваются, это первый день 48-дневного поста перед Пасхой.

По традиции в этот день проводят пикники и запускают воздушных змеев. 25 марта: День Независимости и праздник Благовещения (Эвангелизмос) — праздник религиозный и общественно-политический.

Очередная годовщина восстания 1821 г. против турецкого правления отмечается военным парадом и плясками, а в церквях проходят богослужения в память о Благой Вести, переданной Деве Марии, о том, что Она станет Матерью Христа. Пышнее всего празднуют этот день на Тиносе, Идре и в любом ином месте, где найдется монастырь или церковь с такими названиями, как Эвангелистрия или Эвангелизмос.

ГП Март и апрель Пасха (19 апреля 2009 г., 4 апреля 2010 г., 24 апреля 2011 г.) намного превосходит по важности все другие праздники года, она несоизмеримо значимее Рождества, и относятся к ее празднованию так ревностно, как нигде в западной Европе, кроме, быть может, Испании. С Вербного воскресения — до следующего — Светлого — Понедельника на Пасхальной неделе государственные радио — и телевизионные станции передают почти исключительно религиозные программы.

Само празднество — это еще и превосходное время для знакомства со страной: хороши и красивые церковные обряды, и следующие за ними пиршества и народные гуляния.

Остров Идра, на котором, как говорят, 360 церквей и монастырей — первоклассный пасхальный курорт, но у вас нет никаких шансов попасть туда на праздник, если вы не позаботитесь об этом (забронировать билеты, места в гостинице и пр.) заранее. Знамениты пасхальными празднествами и Керкира, Пирьи на Хиосе, Олимбос на Карпатосе и монастырь Св. Иоанна на Патмосе, настоятель которого в Великий Четверг прилюдно на местной площади моет ноги двенадцати инокам — в воспоминание о Христе, омывшем ноги Своим ученикам.

Первый величавый обряд совершается при стечении народа в Великую Пятницу вечером: Церковь оплакивает Снятие с Креста и Положение во Гроб.

С наступлением темноты — этот вечер называется «Эпитафьос» — погребальную плащаницу Христа, пышно украшенную стараниями прихожанок (а в деревнях побольше и церковь обычно не одна), выносят из церковного здания и торжественно проносят по улицам селения. На Идре, в рыбацком приходе Айиу Йоанни (Св. Иоанна) плащаницу окунают в воду у берега Камини, чтобы благословить корабли и умиротворить воды; на Самосе плащаницы из всех церквей несут на кладбища, в утешение отошедшим в мир иной.

В Керкире во время крестного хода с плащаницей с верхних этажей домов на мостовую сыплются черепки — это отгоняют злых духов.

В Субботу к полуночи собравшиеся в храме видят, как торжество достигает вершины в великолепной и величественной Литургии Воскресения («Анастасис»), славящей победоносное восстание Христа из мертвых. В полночь все освещение в каждой из переполненных народом церквей гаснет, и народное собрание погружается в полнейший мрак: это Христос нисходит в преисподнюю.

Затем за алтарной преградой начинает мерцать слабый отблеск света, и вот является священник с огромной свечой; он поет: «Афто то Фос…» («Се Свет Миру…»). Он сходит с амвона и, приблизившись к прихожанам, наклоняет свою высокую свечу так, чтобы те, кто поближе, смогли зажечь свои свечки.

При этом он нараспев произносит: «Дефте, левете Фос» («Приидите, приимите Света»), Затеплившие свои свечи первыми передают свет рядом стоящим, и вскоре не только весь храм, но и притвор, где сгрудились пришедшие позже всех, заливает море света — как бы в подтверждение свершившегося Чуда. Пока священник возглашает традиционную здравицу «Христос Анести» («Христос воскрес») и все дружно отвечают «Алитос анести» («Воистину воскрес!

»), с улицы доносится пальба: в небо взмывают ракеты, взрываются петарды. На Светлой Седмице (во все дни недели, следующей за пасхальным воскресеньем) вместо обычной здравицы в знак приветствия произносятся слова «Кало Пасха» («Счастливой Пасхи!

»), по прошествии же дня можно сказать «Хрония полла» — «Многая лета». Если вам захочется послушать пение, то пребывание с полуночи до 2:00 утра в полупустом храме — наверное, самая лучшая часть Литургии Светлого Воскресения.

Однако большинство пришедших на Праздник спешат унести свои горящие свечи из храма в свои жилища — по поверью, если свеча не погасла по пути к дому, то это — добрый знак.

В народе принято по возвращении домой наносить пламенем свечи начертание креста на входной двери или над нею, и блеклый след пламени сохраняется весь год, до следующего праздника. Сорокадневное Великопостное воздержание — и поныне строго соблюдаемое набожными людьми — по обычаю прерывается воскресным утром, когда на стол подается «майерица» — суп из рубца молодого барашка, сваренный с рисом и заправленный укропом и лимоном.

Самого ягненка (на майерицу пошли только потроха) зажаривают на вертеле ближе к полудню, а пиршества и гулянья продолжаются до позднего вечера.

Пасхальные яйца красят в красный цвет в Великий Четверг на Страстной, а потом яйца или запекают в цурекья — плетеные хлебы из сладкого теста, или раздают в пасхальное воскресенье. Есть обыкновение «бить яйца», проверяя их на крепость, и те, у кого остаются неразбившиеся пасхальные яйца, считаются счастливчиками.

Во многих местах, особенно в глубинке, на Светлой седмице (в неделю после Пасхального воскресенья) самые почитаемые местные образа крестным ходом проносят по всей округе, или же икона «посещает» каждую церковь — а где-то и каждый дом; считается, что это — на счастье.

ГП 23 апреля: День св. Георгия Победоносца (Айос Йеорьос), слывущего покровителем пастухов, с особенным рвением отмечают на селе — с пиршествами и плясками, и прежде всего там, где есть церкви и часовни в честь этого святого. Очень красочны торжества в Арахове, это в окрестностях Дельф, и на Скиросе: св. Георгий — покровитель этого острова.

Если в том или ином году Пасха выдалась поздней и 23 апреля попадает на Великий Пост, то празднества переносятся на первый послепасхальный понедельник. 1 Мая: Первомай воспринимается горожанами как прекрасный повод для семейно — отдыха на природе: все выбираются за город возвращаются с пикников с охапками лесных и елевых цветов.

Из этих живых цветов плетут венки и развешивают их на дверных косяках и балконах, чтобы сжечь их в кострах, которые будут гореть накануне дня св. Иоанна Предтечи (23 июня).

Левые вовсю эксплуатируют «Эргатики Протомайя» (Рабочий Первомай), устраивая шумные демонстрации своих сторонников и подчеркивая, что весенний Праздник трудящихся по праву принадлежит им. 21 мая: Праздник Айос Констандинос (св. Константина) и Айя Элени (св. Елена) установлен в честь первого христианского правителя Римской империи и его матери — считается, что они положили начало византийскому православию. Во многих деревнях в Македонии устраиваются факельные шествия, но в некоторых местах праздник отмечают скорее как именины: у греков оба имени вспоминаемых святых — самые распространенные.

Май/Июнь 6 августа: Метаморфосис ту Сотирос (Преображение Господне) — еще один важный повод для празднования, чем вовсю пользуются в деревнях Христос Рахон на Икарии и Платанос на Леросе.

На Халки праздник перерастает в веселую битву с метанием муки, яиц и чернил каракатицы — так что будьте начеку.

15 августа: Апокимисис тис Панайияс (Успение Пресвятой Богородицы). В этот день по обычаю люди, в том числе горожане сельского происхождения, возвращаются в родные деревни, и поэтому во многих местах отыскать ночлег — на любых условиях — становится почти невозможно.

Во время великого паломничества на Тинос даже многие греки вынуждены ночевать под открытым небом; другие места больших празднеств: Парос, Айясос на Лесбосе, Липси и Олимбос на Карпатосе.

29 августа: Апокефалисис ту Продрому (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).

Народные паломничества, торжества на Карпатосе (Врикунда).

8 сентября: Йеннисис тис Панайияс (Рождество Богородицы) отмечается торжественными богослужениями в церквях и служит дополнительной и веской причиной для посещения как раз в этот день острова Спеце, где вспоминают сражение в проливе Спеце, произошедшее в 1822 г. Множество кораблей и лодок в гавани Спеце участвуют в инсценировке битвы, зрелище на воде дополняется фейерверками, гуляньями и пиршествами на суше; веселье продолжается утра.

А бездетные женщины из других мест совершают паломничество в монастырь Цамбика на Родосе. 14 сентября: Последний большой летний праздник Ипсосис ту Ставру (Воздвижение Креста Господня) ревностно отмечают на Халки.

24 сентября: Праздник Айос Йоаннис Теологос (св. Иоанна Богослова) отмечается на Нисиросе и Патмосе: в монастырях в честь св. евангелиста совершаются торжественные богослужения вечером накануне и ранним утром.

26 октября: Праздник Айос Димитрьос (св. Димитрия Солунского) — еще один день, в который многие греки отмечают свои именины, и так как святой покровительствует Салоникам, торжества в этом городе проходят особенно пышно. В деревнях по обычаю в этот день пробуют молодое вино.

28 октября: День Охи — главный патриотический праздник в году: государственные мероприятия, военные парады, народные пляски и пламенные речи в память о легендарном ответе Метаксаса на ультиматум Муссолини (1940 г.): греческий премьер ответил одним словом: — Охи! (Нет). 3 декабря: Праздник св. Николая (Айос Николаос) покровителя мореходов. Любимому народом святителю посвящено множество церквей.

25 и 26 декабря: Рождество (Христуйена) отмечается в Греции далеко не с той пышностью, что Пасха, но все же Рождение Христа — очень торжественные богослужения. В последние годы в Греции Рождество празднуют в западном стиле: стало больше украшений, подарков и, что тревожит, в греческие дома вторглись пластмассовые Санта-Клаусы.

Словом, коммерциализация налицо, 26 декабря отмечается Собор Пресвятой Богородицы — Синаксис тис Панайияс.

31 декабря: Парамони Протохронья — Канун Нового года и в то же время один из дней Святок — двенадцати дней между Рождеством и Богоявлением. Поэтому дети ходят от двери к двери, распевая старинные «каланда» (колядки), за что их одаривают сластями и деньгами.

Взрослые проводят вечер за игрой в карты, часто на деньги.

В полночь торжественно разрезают «василопита» (особенным образом испеченный хлеб), и те, кому достаются ломти, в которых запечены монетки, провозглашаются счастливчиками на весь предстоящий год.

Вверх