Археологические памятники Хоры

[Всего: 0   Средний:  0/5]

greece0790402Осмотр археологической площадки (вт-вс 8:00-19:30, зимой закрывается в 15:00; €3 — единый билет с музеем, если музей закрыт, денег за вход не берут) упорядочен, везде таблички с пояснениями, она вполне обозрима и легко погружает в размышления о великом прошлом, и виды на море и горы хороши. Вас, наверное, потянет в Археологический музей (вт-вс 8:00-19:30), экспозиции которого повествуют обо всех эпохах, пережитых населением острова, от архаичной до византийской, и, понятно, разъясняют значение святилища. Среди выдающихся экспонатов — фриз пропилона Темена с пляшущими девушками, антаблементы различных строений и римские приношения по обету — например, фиал цветного стекла из некрополя античного города, хоронили к востоку от святилища. Выставлена и копия прославленной Ники Самофракийской («Крылатая богиня Победы»), некогда стоявшей на носу мраморного корабля в Нимфее и державшей нос по ветру.

Обнаруживший ее французский дипломат, служивший при дворе Блистательной Порты, в 1863 г. вывез статую, и она теперь в Лувре, а хорошо выполненная объемная репродукция скульптуры была любезно дарована острову лишь столетие с гаком спустя после похищения оригинала. Посвящение первой степени происходило в Анактороне, нынешний облик которого сложился уже при римлянах. Святое святых здесь было обозначено предостерегающей стелой, выставленной теперь в музее, а на юго-восточном углу угадываются Жреческие покои, в этой «прихожей» желающие пройти посвящение облекались в белые одежды.

Следующее помещение, Арсинойон — самое большое круглое строение, дошедшее до нас от Древней Греции; в нем совершали жертвоприношения и возлияния. Внутри этой ротонды сохранились воздвигнутые в IV в. до н. э. двойные стены, и там же обнаружен каменный жертвенник, служивший более древнему храму, который был на этом же месте. Чуть южнее, на той же стороне дорожки, вы увидите Темен («теменос» — участок земли, посвященный божеству): четырехугольник под открытым небом, где, вероятно, происходили торжественные пиры; с Теменом, с тыльной его стороны, граничит бросающийся в глаза Гиерон, самое внушительное строение комплекса.

Пять колонн и архитрав фасада этого огромного дорического сооружения, бывшие свидетелями высшей ступени посвящения, теперь вновь установлены на своих древних местах; так как многое здесь относится к IV в. до н. э., приходится думать, что по приходе римлян святилище претерпело масштабную реставрацию. Каменные ступени заменены современной кладкой, но римские скамьи для зрителей сохранились и остаются на месте, как и священные камни, слышавшие в свое время священные слова.

Западнее тропы угадываются очертания театра, а над ним, под нависающим кряжем, различим Нимфей (Нимфеум) Ники, то есть тот самый фонтан, над которым царила Крылатая Победа. К западу от театра, на высокой террасе, уцелело кое-что от стой; а чуть севернее — средневековые укрепления, полностью построенные «из античных стройматериалов».

Вверх