Город Митилини

[Всего: 0   Средний:  0/5]

mitiliniПорт и столица Лесбоса Митилини стоит у берегов двух разделенных укрепленным мысом заливов и на самом мысу, по греческому обычаю название города часто распространяется на весь остров. Многих гостей отпугивает сочетание буйной городской сутолоки с некоторой неприбранностью (второй компонент заметнее в северных районах, где исстари селится народ поскромнее), и они спешат поскорее покинуть город, который при более близком знакомстве оказывается предельно неудобным и при случае разоряющим тех, кто рискнул в нем остановиться. Где остановиться Поиски жилья поначалу утомляют, потом пугают: в отелях на набережной шумно и запредельные цены. Если вы решили остановиться, есть смысл поискать жилье в заулочках: комнаты выше качеством, и цены ниже, а предложение обычно превышает спрос.

В «Нью Лайф» в конце Олимбу, в тупике у Эрму, кроме комнат с ванными и деревянными полами в старинном особняке, за те же деньги через улицу, на Арйонос 4, под вывеской Avion, хотя владельцы те же, — помещения с мозаичными или деревянными полами и диковатой модернисткой стенописью в холлах. Самый незаурядный отель — дорогой «Пиргос» на Элефтериу-Венизелу 49: в перестроенном особняке и с донельзя крикливым — чистейшей воды «кич» — убранством в коридорах и залах. Однако номера там почти все с балконами и вполне приемлемые, а самые лучшие — тройка круглых в башне.

А если у вас своя машина, не мучайтесь в городе, а двигайтесь на север, где через 13 км в Паралия-Термис вас ждет лучшее, наверное, место в округе — затейливый приморский отель в ухоженном саду «Воцала», в номерах нет телевизоров. Город Несмотря на упомянутые выше и многие другие неудобства, попытка задержаться в Митилйни на несколько часов — предприятие оправданное. На мысу высится крепость с обветшалыми и разрушенными сооружениями, создание всех этих завоевателей, с османской каллиграфической надписью над византийским двуглавым орлом на южных воротах.

По пути вглубь острова на горизонте сначала встает шпиль в немецком духе — это готическая колокольня Святофеодоровской церкви Айос Теодброс, а потом на него наваливается могучий купол Свято-ферапонтовой церкви Айос Терапон — зодчие обоих сооружений угождали вкусам греческой буржуазии, а той в Османской империи XIX в. хотелось чего-то посвежее, чем опостылевшее барокко. Обе церкви стоят почти на противоположных концах базара, главная улица которого, Эрму, соединяет центр города с практически не используемой северной гаванью Эпано-Скала. По пути Эрму проходит мимо дорогих и, пожалуй, уже мало интересных, хотя вроде бы и ломящихся от товара антикварных магазинов, жмущихся к обветшалой и давно лишившейся крыши Йени Дзами (Новая соборная (пятничная) Мечеть (тур.)). С этой мечетью в самом сердце бывшего мусульманского квартала соседствует — пара шагов на восток — великолепный турецкий хаммам, восстановленный до первозданного блеска, но теперь обычно на замке, если только не принимает какую-нибудь выставку.

Между Эрму и крепостью, среди хитросплетения улочек, немало красивых особняков кануна Первой мировой войны («бель эпок») и совсем уже старинных домов в местном вкусе, хотя смотреть разукрашенные господские жилища лучше на юге города, в округах Сурада и Кьбски — по дороге в аэропорт интересной архитектуры куда больше. Превосходное археологическое собрание выставлено в двух отдельных галереях, протянувшихся на несколько сотен метров.

Музей поновее и повыше, у начала Ноэмвриу заполнен находками из богатого римского города Митилене: в трех залах умело выставлены мозаики из вилл И-III вв. н. э. Ярче всего жестокое, но захватывающее изображение Орфея, заколдовывающего разных малоприятных существ, а также мозаика с двумя рыбаками в окружении вполне узнаваемых (и съедобных) морских тварей. Более древние времена отображены в экспозиции старой галереи (график и билет тот же, что и для римского крыла), занявшей бывший особняк за паромным причалом.

В цокольном этаже — неолитические находки из Айос-Вартоломеос и предметы бронзового века из Термй. Но звездная экспозиция наверху, с такими шедеврами конца классической эпохи, как кропотливо, до мельчайших подробностей вылепленные терракотовые фигурки: пара акробатов, две статуэтки куротрофи, изображающие кормящих грудью младенцев богинь — думают, что этому образцу подражали византийские иконописцы, создавшие образ Богородицы Млекопитательницы (Галактрофусса), дети с мячом, псы, — и Афродита верхом на дельфине.

В особой пристройке сзади собраны выбитые в камне тексты различных эдиктов и договоров, а также стоит римская скульптура: сатир, уснувший на мехе из-под вина. Заслуживает внимания и Музей византийского искусства (пн-сб 9:00-13:00; €2) за церковью Айос Терапон: выставлены иконы из брошенных церквей и образ Успения на холсте кисти Теофилоса. Еда, напитки и ночная жизнь Площадку для чревоугодников, любящих побаловать себя дарами моря, хотя и откровенно рассчитанную на туристов — несколько таверн на южной набережной — все называют Фанари.

Чуть получше прочих и с самым неназойливым обслуживанием — «Стратос» (Stratos) на дальнем конце Фанари. Майирефта (в том числе приготовленный рано утром суп из требухи пацас) ищите неподалеку, на западе набережной: «Аверофф» удобен еще и тем, что вы успеваете съесть ланч перед отправлением вашего полуденного парома.

Наконец, скажем о двух узери на противоположных концах базара: у «Кальдерими» две площадки по обе стороны Tбccy 2 со столиками под навесом из вьющихся растений, а еда хоть и подается по-простецки, зато порции большие. Если же вы уверены, что простота хуже воровства, то чуть больше изысков (и обслуживание подружелюбнее) предлагает «Эрмис» (Ermis; ежд), и лучшего узери до Эпано-Скала не сыскать — к счастью, обновление 1999 г. почти не испортило его столетнее убранство (панно на потолках, огромные зеркала, подернутая патиной живопись маслом). Хозяева утверждают, что заведение вот уже 200 лет с лишним радует отменными яствами разношерстную, но неизменно веселую публику, собирающуюся в милом дворике.

Выпить и закусить идите в «Навайо» (Navayio) в порту — заведение слывет лучшим, а завтраки вообще вне конкуренции и недорогие. В Митилйни есть возможность для развлечений, в том числе ночных. Заведения для этого сконцентрированы на северо-восточной набережной.

Наиболее надежны Marush и Hott Spott, вкрапленные среди множества других, которые меняются из года в год. Насчет других придется следить за сообщениями о внегородих событиях летом. Летний кинотеатр «Паллас» (Pallas) на Вурназон около парка; зимний «Арион» (Arion) — возле автостанции КТЭЛ.

Вверх