Южный Хиос

[Всего: 0   Средний:  0/5]

chiosКроме оливковых рощ, на юге острова много мастиковых фисташек (вида fistacia lentiscus); эти деревья встречаются по всему Эгейскому бассейну, но только на Хиосе пахучую смолу собирают в сравнительно больших объемах. Веками эта смола применялась в производстве красок, косметики и тягучих шариков, которые жевали, как нынешнюю жевательную резинку. Жевательные шарики поставлялись в гарем султана, где пристрастие к этому «лакомству» приобрело характер чуть ли не наркотической зависимости. То, что турки так свирепо ополчились на хиосцев, в значительной степени объясняется тем, что весеннее восстание 1822 г. оставило Стамбул без мастики, а гарем без жевательных шариков.

Благодаря торговле мастикой 20 мастиковых деревень (мастихохорья) держались на плаву с тех времен, когда генуэзцы в XIV и XV вв. утвердили свою монополию на редкое вещество; однако крах имперской Турции и развитие нефтехимии покончили со спросом на мастику. Теперь эта субстанция — лишь забавная диковина, но жевать можно (попробуйте подслащенную резинку марки «Эльма» (Elma)) и пить, кстати, тоже (есть крепкий напиток мастиха). С античных времен мастику применяют фармацевты и медики, а нынешней косметикой, зубными пастами, эликсирами и полосканиями с мастикой торгуют в магазине «Мастиха Шоп» (Mastiha Shop) на Эиеу в Хиосе.

В наше время мастиковые деревни живут в основном за счет продажи мандаринов, абрикосов и оливок. Мастиковые деревни не были разрушены османами в 1822 г. в отличие от всех прочих селений на острове, и сохранившаяся архитектура — единственная в своем роде: хотя она и скроена по генуэзским лекалам, но в ней очень чувствуется соседство (пусть через море) Ближнего Востока.

Деревни выстраивались в форме четырехугольника с высокими зданиями по внешнему периметру, внешняя укрепленная граница разрывалась лишь немногими входами в село, и ворота обычно выполнялись в виде довольно длинных крытых коридоров под арочными сводами.

Вверх