Главная / Общество / Греческая музыка / Авторы-исполнители и фолк-рок

Авторы-исполнители и фолк-рок

[Всего: 0   Средний:  0/5]

x_673247e4Первым заметным музыкантом, сломавшим шаблон бузуки, стал Дионисис Саввопулос из Салоник, начавший выступать в 1966 г. Его исполнение походило на растянувшийся во времени взрыв: какой-то бешеный, скрежещущий голос швырял в зал тревожные, пугающие слова; образ дополняли волосы до плеч и огромные, как блюдца, очки. Поначалу Саввопулос воспринимался в одной связке с недолговечным течением нео кима («новая волна»), которое сочетало в себе энтехно (точнее, его бледную тень) с элементами французского шансона, бытовавшее в афинских «буате» (boоtes). Но полковничья хунта закрыла все подобные кабаре как бы парижского пошиба и крошечные площадки, где мог бы выступать Саввопулос, — похоже, что северный греческий фолк, Боб Дилан и Франк Заппа, в самые джазовые свои годы сталкивались с похожими трудностями. Саввопулоса арестовывали, ненадолго правда, и даже пытали, но выйдя на волю, он возобновил выступления и стал этаким путеводным маяком или точкой отсчета для поколения, взрослевшего при хунте.

Из экспериментов Саввопулоса с «балканским роком» вышло — правда, прожило очень недолго — течение, чередовавшее электронные варианты давних народных песен с теми же песнями, но в традиционном исполнении. Заметнее всего в этом направлении оказались «обновительница» народных песен Мариза.

Пусть записей Саввопулос выпустил не так уж много, невозможно переоценить его вляиние на молодых артистов и помощь им. Ничего из того, за что можно хвалить (или хулить) почти все в греческом роке и фьюжн, не прошло мимо Саввопулоса, а когда он — очень недолго — служил начальником в фирме звукозаписи «Лира» (Lyra), а потом самостоятельно пробовал себя в бизнесе звукозаписи, ему удалось пробить карьеру для многих молодых певцов и композиторов, причем многие из них тоже были родом из северной Греции. Духовными его наследниками считаются, среди прочих, Никое Ксидакис и Манулис Расулис, заполнившие в своем звездном альбоме 1978 г. «Цыганская месть» (И Экдикиси тис Иифтияс) зазор между культурой лайки («лайка» по-гречески значит еще и «обычный», «не высокого класса», а не только «(простонародный») и вычурностью и сложностью энтехно и прочей «политически правильной» музыки 1960-х и 1970-х гг. Заводные, бунтарские слова песен, большую часть которых спел Никое Папазоглу, и ритмы цифтетёли отдавали должное музыкальным вкусам водителям грузовиков и рассчитывали на теплый прием широких слоев населения, включая цыган.

В лайка доля цыган вообще куда больше, чем среди греков в целом, есть и композиторы, и артисты, правда, некоторые пытаются любыми способами скрыть свое происхождение. Тем не менее на всякого «добровольно ассимилировавшегося цыгана» находится немало таких, как Элени Витали, Макис Христодулопулос или Василис Паитерис, которые скорее выпячивают свое цыганство и, уж точно, ничуть его не стесняются.

Вверх