Старый город

[Всего: 0   Средний:  0/5]

1279616175209Над самыми северными укреплениями XIV в. царит Дворец Великих магистров. В 1856 г. в пороховой склад ударила молния, и взрыв сильно разрушил дворец; итальянцы реконструировали его под летнюю резиденцию Муссолини и Виктора Эммануила III («короля Италии и Албании, императора Эфиопии»), хотя ни один из обоих руководителей метрополии так ни разу и не побывал на Родосе. Внешний облик здания восстанавливали по средневековым гравюрам и описаниям, так что он еще сойдет за подлинный, но в отделке интерьеров фашисты дали волю фантазии, воплощая свою манию величия: мраморная лестница, ведущая в залы, выложена мозаикой эллинистической эпохи с острова Кос, а пышная громоздкая мебель соперничает с остановкой многих североевропейских дворцов. На первом этаже размещены превосходные выставки «Родос с IV в. до турецкого завоевания» и «Античный Родос, 2400 лет» (те же часы работы и те же билеты).

Средневековое собрание раскрывает значимость христианского Родоса как торгового центра с широкими связями, простиравшимися далеко за пределы Средиземноморья. Рыцарей-иоаннитов представляет экспозиция, рассказывающая о созданной ими сахарной промышленности, а также надгробная плита одного из Великих магистров ордена.

За выставкой драгоценных рукописей и книг начинается крыло, посвященное иконописи, — экспонаты перенесены сюда из церкви Панайя Кастру . В северном крыле, через двор, — выставка «Античный Родос», затмевающая городской археологический музей подробным рассказом о повседневной жизни древних, выстроенным тематически: предметы и снадобья для красоты, игрушки, кухонная утварь, религия и т. д.; среди лучших экспонатов — эллинистический мозаичный пол с масками комедиантов и домашняя статуя Гекаты, богини призраков и колдовства.

Днем по вт и сб открывают доступ к городским стенам (без экскурсовода, часовая прогулка начинается в 14:45; отдельная плата за вход €6): маршрут проходит от ворот возле дворца до ворот Коскину. Масштабно отреставрированная готическая улица Рыцарей от площади перед дворцом (платия Клеовулу) устремляется на восток; по обе стороны улицы — «Подворья», в которых размещались рыцари-иоанниты, группируясь по языковой и этнической принадлежности — пока турки в результате полугодовой осады не вынудили орден Св. Иоанна переместиться на Мальту; отношение осаждавших к осаждаемым равнялось 30:1. Теперь Подворья заняты зарубежными консульствами и разного рода госучреждениями, в том числе культурными, иногда устраивающими выставки, но в целом эффект проведенных итальянцами перестроек предсказуемо театрален (в самом деле, в 1987 г. на соседних улицах снимали фильм «Остров Паскали»).

У подножия холма в бывшем Рыцарском госпитале обосновался Археологический музей (летом вт-вс 8:00-19:00; зимой вт-вс 8:30-14:45; €3 или единый билет); арки и гулкие залы здания, пожалуй, впечатляют больше, чем сама выставка, где представлена в основном раскрашенная керамика IX-V вв. до н. э. За садом скульптур во втором этаже — более интересная галерея эллинистических статуй; в дальнем углу стоит «Афродита Анадиамена», называемая также «Морской Венерой» — ею восхищался английский писатель Лоренс Даррелл, но вам придется простить ей довольно зловещее выражение изуродованного морем лица; «Купающаяся Афродита» выглядит более дружелюбной. Совсем рядом — Собрание декоративного искусства (вт-вс 8:30-15:00; €2 или единый билет) с предметами из старинных домов всего архипелага Додеканес; из произведений народных мастеров сильнее всего впечатляют резные двери посудных шкафов и крышки сундуков, простодушно разрисованные сценами из мифов или историческими эпизодами. Через дорогу — бывший рыцарский собор, в котором теперь Византийский музей; в свое время рыцари-католики переделали в свой кафедральный собор византийскую церковь Панайя ту Кастру.

Здесь выставлены средневековые иконы и фрески, спасенные из разрушавшихся церквей Родоса и Халки, а также фотографии произведений искусства, остающихся на прежних местах. Самый выдающийся экспонат — полный цикл фресок из куполов и сводов монастыря Тарри: эти росписи, созданные в 1624 г., удалили в 1967 г., чтобы обнажить еще более древние фрески под ними.

Вверх