Главная / История / Греческая археология / Зарубежные институты

Зарубежные институты

[Всего: 0   Средний:  0/5]

300px-INSTITUTO-ELLENICO-MUSEO-PNGВ 1924 г. Эванс передал Британской школе в Афинах участок земли с Кносом, своим домом (он назывался Виллой Ариадны) и все прочие приобретенные им земли на Крите (лишь в 1952 г. Кнос стал собственностью греческого государства). В то время, кроме основанной в 1886 г. Британской школы в Греции, работало несколько зарубежных археологических институтов — еще раньше пришли Французская школа, Германский институт и Американская школа. Греческая археология очень многим обязана трудам и сравнительному благополучию иностранных школ, названных и других, пришедших позже.

Зарубежные институты вели раскопки в местах расположения самых известных греческих достопримечательностей: это — Герайон на Самосе (немцы); священный остров Делос (французы); Кос и южный Крит (итальянцы); Коринф, Самотраки и Агора в Афинах (американцы), — назвать все площадки не представляется возможным. В начале XX в. жизнь иностранца в Греции, как постоянного обитателя страны, была не для слабонервных — одного несчастного сотрудника Американской школы, отправившегося осматривать древности Пелопоннеса, разбойники застрелили — зато археологи могли беспрепятственно изучать любые руины, а глубинка еще не была испорчена современностью и прогрессом. В промежуток между двумя мировыми войнами объемы раскопок и исследований росли, и особенное внимание привлекали ранние, существовавшие еще до собственно древней Эллады, цивилизации.

Шлиман и Эванс показали, что искать, и археологи нового поколения открыли немало раннеисторических площадок на материке и на Крите, а также, по сравнению с предшественниками, тратили много больше времени и сил на изучение и истолкование своих находок. Раскопки 1920-х и 1930-х гг. производились сравнительно скромными силами (Уэйс в Микенах распоряжался 55 рабочими — тогда как Шлиман и Эванс командовали сотнями), зато надзирал за раскопками не один человек, а несколько профессиональных и знающих археологов. Успехи ученых начала XX в., быть может, не так поражают, как достижения их славных предшественников, но им приходилось быть не только и не столько первопроходцами, сколько уточнять и упорядочивать историографию и прояснять хронологию недавно открытых цивилизаций.

Среди представителей этого поколения выделяется фигура Алана Уэйса, который в бытность директором Британской школы в Афинах в 1913-1923 тт. руководил раскопками в Микенах и составил хронологическую последовательность событий, изучая девять круглых гробниц (толосов) на месте раскопок. Предложенная Уэйсом новая хронология ранней истории Греции привела его к прямому столкновению с Артуром Эвансом.

Тот верил, что крепостями на материке управляли владыки с Крита, тогда как Уэйс доказывал, что Микены политически и культурно развивались вполне независимо. Эванс тогда был могущественным членом комитета, управлявшего Британской школой, и его нападки в печати на построения Уэйса в сочетании с менее чем уважительным откликом более молодого коллеги о мнениях такого авторитетного ученого мужа, как Эванс, привели к внезапному прекращению раскопок в Микенах в 1923 г. и столь же неожиданному увольнению Уэйса. Уэйс вернулся в Микены в 1950 г., через 9 лет после смерти Эванса, и обнаружил образцы «минойского» линейного письма Б, которое расшифровал в 1952 г. британский архитектор Майкл Вентрис, — оказалось, что это тексты на древнегреческом языке, на самом архаичном его наречии из известных.

Из этого следовало, что микенские греки должны были завоевать минойцев около 1450 г. до н. э., и, стало быть, Уэйс прав. Классическая археология, занимавшаяся собственно древней Элладой, тоже забыта не была, хотя и не так волновала, как «новые» культуры микенцев и минойцев.

В межвоенный период продолжилось изучение давних площадок, но были открыты и новые, включая святилище Асклепия и элегантные римские постройки этого комплекса на Косе, раскопанные итальянцами в 1935-1943 гг., и греческий город классической эпохи Олинт на севере Греции, раскапывавшийся в 1928-1934 гг. Американской школой. А когда удалось очистить площадку от домов и многоэтажных зданий, та же Американская школа приступила в 1931 г. к раскопкам на Античной Агоре, то есть древнегреческой торговой площади, и эти работы увенчались полной реставрацией Стой Аттала.

Разразившаяся Вторая мировая война и вторжение в Грецию сначала итальянцев, а потом и немцев, оборвали почти все археологические работы, хотя немцы и возобновили вскоре свои исследования Олимпии — верно потому, что ими заинтересовался лично Гитлер. В Греции остались и некоторые археологи из Союзных стран, из них известнее прочих Горем Стивенз и Юджин Вандерпул из Американской школы — оба занимались благотворительностью. Тех же археологов, которые вернулись в Америку и Британию, привлекали к работе военные разведки: ученые знали Грецию не понаслышке, а накоротке, да еще и языками владели, что полезно при расшифровке вражеских донесений.

Вверх